заказать звонок

О расторжении контрактов по 44 ФЗ в 2018 году. Основания, порядок, судебные споры.

Ведение успешного бизнеса в сфере госзакупок никогда не было простым видом деятельности для организаций-поставщиков товаров и услуг для государственных нужд. Ведя хозяйственную деятельность в рамках 44 ФЗ, предприниматель всегда сталкивается с множеством нюансов при решении каждодневных задач, а также при стратегическом планировании. Чтобы сохранить бизнес и иметь более-менее удовлетворительную маржинальность организациям-поставщикам приходится идти на обоснованный риск, связанный с возможностью исполнения всех условий государственного контракта. В силу данных рисков в определённый момент может возникнуть необходимость расторжения контракта, заключенного в сфере госзакупок, который явно не принесет организации пользы. Речь идет об уже заключенном контракте, так как отказ от подписания контракта на стадии его заключения это иной вопрос.

Госконтракт по 44 ФЗ является разновидность гражданско-правового договора, его заключение, исполнение и расторжение регулируется как общими нормами гражданского кодекса, так и специальным законодательством в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Порядок расторжения договора установлен нормами гражданского законодательства, данный порядок и особенности его применения получает продолжения в подходах, вырабатываемых правоприменительной практикой судами арбитражной системы. Стороны договора, что касается и государственного контракта по 44 ФЗ, могут установить специальный порядок расторжения договора и специальные основания расторжения договора. Регулирование в сфере госзакупок осуществляется на основании отдельного блока законодательных и подзаконных актов, поэтому отказ от исполнения контракта отдельно регламентирован ФЗ 44.

Данный закон дает возможность любой стороне отказаться от его исполнения.

Чтобы была возможность отказаться от исполнения контракта необходимо наличие следующих условий: наличие указания права на отказ в госконтракте, основания, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Как правило, исполнитель (подрядчик, поставщик) не участвует в формировании положений (текста) госконтракта. Стандартный текст данного вида договоров предусматривает право заказчика на отказ от исполнения договора. У исполнителя возникает вопрос вправе ли он отказаться от госконтракта, если такое право предусмотрено для заказчика.

На данный вопрос можно ответить утвердительно, что означает наличие возможности исполнителя выразить волю об отказе исполнения, когда такая возможность в контракте предусмотрена для заказчика. ФЗ 44 не предусмотрен перечень оснований для расторжения. В данном вопросе закон о госзакупках ссылается на нормы гражданского законодательства (гражданский кодекс РФ).

Регулирование сферы государственных закупок достаточно объемно и изменчиво. Постоянно выходят разъяснения, письма Минэкономразвития и иных ведомств. Судебная практика исходит из того, что в государственном контракте нет необходимости детально описывать  основания для отказа от исполнения контракта. Существенность нарушения, позволяющая отказаться от исполнения контракта, должна определяться в каждом случае индивидуально.

Так в Обзоре Практики Президиума Верховного суда рассмотрена следующая ситуация. Контракт между заказчиком и подрядчиком предусматривал возможность отказа заказчика в случае просрочки подрядчика более 30 дней. Статьей 708 ГК РФ установлено право отказа в случае просрочки более 7 дней. Исходя из данной нормы, заказчик решил отказаться уже после 7 дней просрочки. Подрядчик оспорил данные действия заказчика в арбитражном суде, направив соответствующее исковое заявление. Судебное решение было принято в пользу подрядчика.

Арбитражный суд, рассмотрев дело, постановил, что срок 30 дневный срок для отказа разумен.

По 44 ФЗ в 2018 году у заказчика может быть не только право, но и обязанность расторгнуть контракт. 44 ФЗ обязывает заказчика отказаться от контракта в случаях: товар или исполнитель не соответствует требованиям аукционной документации, требованиям к участнику или товару; участник предоставил недостоверную информацию.

Процедура расторжения контракта требует от заказчика соблюдения процедуры. Нарушение данной процедуры может стать основанием для признания арбитражным судом действия заказчика незаконными. Стоит отметить, что принятое решение заказчиком об отказе от исполнения контракта еще не является финалом правоотношений из данного договора.

Если участник, получивший уведомление, не позднее 10 суток с момента получения уведомления сумеет устранить нарушения, из-за которых заказчик уведомляет о расторжении, и возместит расходы на экспертизу. В этом случае на стороне заказчика возникает обязанность отменить решение. Данное правило относится и к подрядчику, который решил отказаться от исполнения контракта. Если же возникнет ситуация, что подрядчик во второй раз допустит нарушения, заказчик не обязан будет отменить решение об отказе, если подрядчик устранил нарушения и компенсировал стоимость экспертизы.

За нарушение порядка уведомления об одностороннем отказе установлена административная ответственность. Нормы административного права за данный вид административных правонарушений содержаться в ч. 6 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях. Санкция данной статьи КоАП устанавливает административный штраф до 200 000 рублей.

Изложенное выше, относится к отказу от контракта в связи с его нарушением контрагентом.

В тоже время к адвокатам нашей юридической фирмы в Санкт-Петербурге зачастую обращаются с вопросом от том, что контракт стал невыгоден, и можно ли «просто» от него отказаться, не продолжать работы и прочее.

Сразу стоит сказать, что единого мнения по  такому юридическому вопросу нет. Минэкономразвития России считает, что заказчик имеет право отказаться только, если исполнитель допустил существенное нарушение (описано выше в данной статье). Юридическая (правоприменительная) практика в Санкт-Петербурге и других регионов по данному вопросу не является столько однозначной.

Арбитражные суды по некоторым делам полагают, что немотивированный отказ от исполнения контракта может считаться обоснованным только, когда установлено нарушение условий контракта. Другие арбитражные суды считают, что немотивированный отказ возможен без каких-либо условий.

Участник сделки, принявший решение об отказе исполнения госконтракта, может претендовать на компенсацию только фактически понесенного ущерба, т.е. реального ущерба. Во взыскании иных сумм судом будет отказано. Не стоит забывать о реестре недобросовестных поставщиков.  Скорее всего в данный реестр будет включен исполнитель, отказавшийся от исполнения контракта в одностороннем порядке. Стоит отметить, что, если стороны придут к соглашению и расторгнут контракт по соглашению сторон, включение в реестр недобросовестных поставщиков не будет. Включение в реестр пресекает возможность организации в течении 2-х лет выполнять работы, поставки и прочее для государственных и муниципальных нужд.

Включение в реестр предшествует рассмотрение вопроса в антимонопольном органе (ФАС). Рассмотрение происходит в заседании антимонопольного органа при участии, как правило, обеих сторон сделки. Рассмотрение вопроса о включении в реестр инициируется на основании заявления государственного заказчика. На заказчика может быть наложен административный штраф в случае, если его заявление будет признано не мотивированным и не обоснованным.

Наличие такой нормы об административной ответственности, с одной стороны, может рассматриваться как положительный фактор, так как предостерегает государственных и муниципальных заказчиков по 44 ФЗ. С другой стороны судебная практика по 44 ФЗ 2018 году, например, не сильно меняется. Суды в Санкт-Петербурге очень неохотно идут на привлечение заказчиков к ответственности и признания заявления о включении немотивированным, так как это влечет расходы государственного бюджета.

В судебной практике юристы и адвокаты чаще всего сталкиваются с делами об оспаривании действий и решений заказчиков о расторжении контрактов. По данной категории дел в арбитражном суде Санкт-Петербурга не сложилось однозначной практики и суд признает действия заказчика незаконными только в случае действительно явных и очевидных нарушений.

 

Заказ обратного звонка